03.08.2014: Запись гитары, вокала и других инструментов в отдельные дорожки:

 

В мире существует много интересных и разных вариантов по звукозаписи и часто задается вопрос как же всетаки правильно записывать музыкальные инстурменты? Я тоже в свое время искал ответ на этот вопрос и теперь хочу рассказать, как пракильно записываться и как это делают на проф студиях. Конечно, сразу следует отметить, что качества звучания профессиональной студии мы не достигнем в связи с тем, что там и оборудование намного дороже, акустика помещения сделана специально под звукозапись, да и я буду рассказывать крупными мазками, чтобы был понятен сам процесс и как его можно реализовать на домашней студии. Сразу скажу, что можно дистигнуть очень приличного звучания и в нашей домашней студии, грамотно отстроив наше оборудование и правильно обработав запись в соответствующих программах.

 

Для начала нам понадобится оборудование, на которые мы будем записываться. Если хотим получить приличное звучание, то тысяч восемьдесят на оборудование придется заложить. Важно брать оборудование одного уровня. Можно взять конечно микрофон Нойман тысяч за 80, а звуковую карту за 10. И Нойман не даст того звучания, которые мы от него будет ждать, т.к. все испортит дешевая, по отношению к такому микрофону звуковая карта.

 

Звуковая карта
Нужна приличная звуковая карта с фантомным питанием, к примеру M-Audio Fast Track Ultra (можно более простую модель, можно по серьезнее если позволяет бюджет). Также, желательно, чтобы в звуковой карте был встроен предусилитель (преамп), об этом скажу ниже подробнее в оборудовании для записи вокала.

 

Вокал
Необходим микрофон для вокала, оптимально - это конденсаторный, именно по этому звуковая карта требуется с фантомным питанием, без него конденсаторный микрофон работать не будет. Микрофон следует подбирать в зависимости от голоса. Тенорам, можно взять и динамический - Shure Beta 58. Это из динамики самый оптимальный вариант, Если денег не много, то можно остановиться на PG58. Конденсаторный микрофон в отличие от динамического, лучше передает объем голоса, но в отличие от динамики он будет стоить дороже. Басам и баритонам лучше послушать что-то из AKG или Seinheiser. Но, если сомневаетесь и не знаете что выбрать, то лучше брать из динамики Shure Beta 58, из конденсаторов - AKG C3000B, но не забываем о личных предпочтениях, что тоже играет не последнюю роль. Если сомневаетесь и не знаете что брать, лучше съездить в магазин и послушать несколько микрофонов от разных брендов и понять, что лучше подходит для Вашего голоса. Имеет смысл еще взять с собой разбирающегося в этом вопросе друга. Также для вокала необходимо взять ламповый предусилитель. Выбор их большой на том же Музторге,  их продается множество, я рекомендую смотреть где-то тысяч за 10-12 рублей. Это будет оптимальный в нашей цепочке. Почему я говорю о ламповом, дело в том, что когда работают лампы, то звучание априори будет теплее, где бы предусилитель или как его в простонародье называют преамп не стоял, будь то гитарный комбик, вокальный процессор, отдельный преамп или любой другое устройство. Также с хорошим ламповым преампом голос преобретет еще и объемность, что тоже не маловажно. Также необходимо купить защитный фильтр на микрофон, в простонародье – плевалка. Он требуется, для снижения резкости шипящих звуков, что на записи не маловажно. В случае если приобретаем конденсаторный микрофон, то он необходим в первую очередь. Также для студийного конденсаторного микрофона требуется специальный держатель на микрофонную стойку, обычный тут не подойдет. Как правило он идет в комплект, но не всегда, по этому следует обратить на это внимание.

 

Гитара
В первую очередь для записи гитары необходим приличный комбо-усилитель, поскольку звук будем снимать с него, то дешевый тут не подойдет. Конечно оптимально ламповый, но их цена колеблется от 50 тыс руб. и выше. Из транзисторных можно взять комбик от известных брендов типа Marshall, Fender, Ibanez и т.д. Важно, чтобы в комбике был ламповый преамп, т.к. в звучании выигрывает очень хорошо и дисторшн. Встроенный дисторшн в такие усилители пожалуй самое оптимальное решение для начинающих гитаристов, т.к. хороший процессор стоит минимум тысяч 40, если не больше. Каждый усилитель звучит по своему, к примеру Marshall немного глуховаты, Fender имеет больше высоких частот и т.д. Рекомендовать тут сложно, нужно ехать и слушать. Если опыта мало, взять с собой еще друга, который хорошо в этом разбирается. Ламповый преамп тут требуется для более теплого и сочного звучания. Такие комбики звучат на голову выше, их собратьев не имеющих этого устройства. Плюс к ним идет педаль в комплекте для переключения эффектов, что может понадобиться на репетиции. Оптимальная мощность ватт 50-70, если бюджет позволяет то можно и 100. У меня Marshall 50 и 100 Ватт. Оба очень прилично звучат, как на репетиции, так и на записи. Также для записи гитары необходимы микрофоны. Количество микрофонов зависит от количества динамиков в комбике. Если комбик однополосный (один динамик), то микрофон берем один, если двухполосный – два и т.д. Все динамики сделаны не просто так, каждый отвечает за свою часть работы. Маленький – низкие частоты, большой – высокие и т.д. Если бюджета не хватает, то можно ограничиться и одним микрофоном, но правильно – на каждый динамик – свой микрофон.  Для записи гитары оптимальные микрофоны – Shure Beta 58 или опять же PG 58. Да чуть не забыл, когда покупаем Beta 58, то обращаем внимание на ободок головы микрофона. Если он синий – это мексиканец, если стальной – китай. Мексиканец будет тысячи на полторы-две дороже, но и звучание небо и земля. По этому лучше взять сразу мексиканца. Как говорит мой друг профессиональный звукорежиссер – «Лучше подкопить лишние 3-4 месяца, чем взять то, от чего потом плеваться будешь».

 

Программное обеспечение
Для звукозаписи нам понадобится программа Cubase 5.0 или Nuendo. Мне как-то привычнее Cubase, по этому остановимся на нем. Можно и другие версии Cubase, но на данный момент эта самая оптимальная и в ней есть то что нам необходимо. В дальнейшем возможно будут и новые версии, тогда конечно стоит присмотреться и к ним.

Теперь о самом процессе звукозаписи. На данном этапе я расскажу про запись гитары и вокала, далее цикл статей будет продолжаться и там я уже подробно остановлюсь на записи ударной установки, бас-гитары и т.д. Есть много тонкостей как это все делать, в какой очередности и почему так а не иначе, но это уже другая история.

Итак, считаем, что песню мы отрепетировали и подготовились к ее записи. В первую очередь пишется гитара, без вокала. Чтобы записать гитару, необходимо снять звук гитары с комбоусилителя. Не рекомендую писать звук в линейный вход, поскольку это сильно убивает частоты и качество будет на порядок хуже. Именно по этому мы и приобрели хороший комбоусилитель. Для начала нужно подзвучить комбоусилитель нашими микрофонами. Возьмем за основу, что у нас двухполосный усилитель, на остальных все делается по аналогии. Скажу сразу, что если подходить к вопросу подзвучивания серьезно, то при установке микрофона следует учитывать все факторы внешнего воздействия, вплоть до давления воздуха на студии/в квартире в данный момент. Хорошо отстроив звук и все оставив в этом положении не убирая и не двигая, можно придти на следующий день, а звук уже будет хуже, хотя вроде все осталось на месте. Так как эта статья пишется для любительской аудитории, то будем писать о подзвучке упрощенно. Иначе мое повествование может затянуться на целую книгу. Да и если звукорежиссурой заниматься серьезно, то следует получить соответствующее образование.

Итак ставим первый микрофон на против первого динамка, рабочей стороной к комбику, на расстоянии примерно 5 см. от комбика. Вплотную не следует, т.к. динамик вибрирует при игре и могут пойти искажения на запись. Второй микрофон ставим также по отношению ко второму динамику.

 

Пример на рис. 1.

 

recfor

 

Далее, необходимо отстроить наше звучание во избежание перегрузов или наоборот слишком тихого звука на записи. Для этого нам понадобится микшер M-audio, входящий в комплект поставки с программным обеспечением к нашей звуковой карте. Там есть шкала по громкости звука, нам требуется настроить все таким образом, чтобы достигнуть звучания от -10 до -2 дб, включая все пики и слабые доли. Для каждой песни следует отдельно настраивать звуковое звучание, поскольку играться они будут по разному и соответственно разной громкости будет звук. Если звук зашкалит за -2 дб, то получим перегруз, если будет меньше -10 дб, то будет очень тихо. Звук настраивается в несколько этапов. Первый этап - настраиваем частоты на комбике, затем громкость на комбике и звуковой карте, достигая тех уровней, что мною приведены выше и далее еще раз проверяем звук на микшере, если надо подрегулируем, уже на звуковой карте. Лучше сделать чуть тише, если в песне присутствуют разные способы игры, чтобы не было перегрузов. Затем начинается сам процесс записи. Создаем в Cubase дорожку, выбираем там свою звуковую карту в данном случае Fast Track Ultra и назначаем вход через который идет запись. У меня в карте их четыре, поскольку усилитель двухполосный, то пишем две дорожки одновременно через входы №1 и №2. Соответственно в Сubase необходимо будет создать две дорожки, выставив там соответствующие входы. Не пишу подробное описание работы в Cubase, поскольку в интернете подобных инструкций предостаточно и это отдельная тема, главное понять саму суть. Записав гитарные дорожки, прослушиваем получившийся результат на наличие дефектов игры и звука. Если все нормально, то начинаем писать голос, под гитару. Здесь все проще, необходимо, подключить микрофон (уже с установленной ветрозащитой в простонародье - плевалкой) к преампу и далее в звуковую карту. Если преампа нет, то можно и на прямую в звуковую карту. Затем настраиваем звук уже на преампе и на звуковой карте. По уровню громкость все должно быть также как в случае с гитарой – от -10 до -2. После настроек, включаем в карту наушники, одеваем их и включаем в них сопровождение. Уровень громкости сопровождения не следует делать слишком высоким, т.к. звук из наушников будет слышен и может записаться в микрофон. Также важно при записи вокала, слышать собственный голос. В Cubase создаем еще одну дорожку (у нас в проекте будет третья, две – гитара, одна – вокал), выбираем там нужный вход и начинаем писать. Таким образом у нас в проекте получится записанная гитара и вокал в очень приличном качестве. Дальше необходимо обработать получившиеся дорожки наложив к примеру эхо, подрегулировав частоты эквалайзером и песня готова. Еще рекомендую, вокал писать «в чистую» без всяких эффектов, типа реверберации, дилея и других. Их лучше наложить в Cubase после записи. Чистая запись дает возможность дальше делать с дорожками что угодно, а вот если записать сразу с эффектами, то их уже не уберешь.

 

back

 

Главная | Группа | История | Фото | Аудио/Видео | Полезные статьи | Форум | Контакты
© 2010 Rockfields. All Rights Reserved